А.Субботин. "Кяхтинский чай"
Достоверных сведений нет, где чайное деревце первоначально открыто, в Китае или в Японии. Клапрот старается доказать, что в Китае началось употребление чая во время династии Тзин. т.е. между 265 и 419 годами по Рождеству Христову. Но целебным напитком он сделавлся около 600 года, когда какой-то император вылечился от головной боли настоем из листьев минга или тга, которые пил он по совету одного буддийского жреца.
Описывая Японию, немец Кемпфер рассказывав следующее мифическое предание о божественном происхождении чаю: святой Дарма, царь гиндусский, в 519 году, путешествуя в Китай для, распространения истинной религии между тамошнего грубого народа, чтобы достигнуть своей цели, в воздержании, обуздании страстей и самоотвержения, отказался от всех приятностей жизни. Он день и ночь проводил в созерцании Бога и Его творения, молитве, и даже отказался от сна. Наконец, Дарма изнемог от великих трудов, заснул. Пробудясь, он негодовал на то, что нарушил свой обет. Из боязни снова пасть он подверг себя наказанию: отрезал себе веки и бросил их в землю. Небо не оставило без награды этой ревности: на земле, где брошены были веки, к изумлению Дармы вырос чайный куст. Подвижник начал употреблять чайные листья, и это лекарство чудным образом вылечило и подкрепило его. Учитель веры рассказал о таком чуде ученикам своим, и чай сделался первым средством к подкреплению великого народа.
Чай в России.
В России в первый раз явился чай при царе Михаиле Федоровиче в 1638 году, когда посол Василий Старков, возвратясь от Алтынского хана, привез царю в подарок 200 пачек китайского чая. В это время с Китаем мы еще не имели никаких отношений и о торговле чаем не знали. Привезенный от хана чай начали употреблять в Москве только при дворе и нашли напиток сей приятным и целебным. С той поры чай вошел в России в употребление, начались первые торговые сношения с Китаем. Устроена была на границе Китая и Сибири слобода Кяхта. Количество чаю, ввозимого к нам, увеличивалось. В течение всего года пошли обозы от Кяхты к Нижнему Новгороду.
На Кяхте торговля открывается тем, что кяхтинское купечество получает от китайцев «узоры», то есть пробы чая от всех фамилий. По этим «узорам» распознается и определяется всем купечеством доброта чаев. Потом делается Секретное Положение, или сравнительный расценок русских и китайских товаров, поскольку торговля была меновая. Цветочные чаи делятся на три сорта. В первый сорт поступают «шилунга», «маюкон», «сеофают». Из них первые две фамилии, как лучшие и древнейшие, имеют преимущество. Во второй сорт поступают чаи «вансунчо», «юченьюан», «тысинши». В третьем сорте остаются все прочие фамилии. Каждый сорт снова делится на три разряда, смотря по достоинству чая. Кяхтинские торговцы стараются изучить китайские знаки на ящиках чаю и замечают те фамилии, которых чай отличается лучшим качеством.
Вымененные чаи снова проверяются компаньонами в таможне, потом ящики обшиваются в кожу шерстью внутрь, чтобы предохранить чай от вредного воздуха. В таком виде привозят чаи в Москву в так называемых цибиках, полуторных и квадратных. Из полуторных цибиков выходит чаю от 75 до 80 фунтов. А весь цибик, вместе с чаем, ящиком, свинцом и кожею, весит от 110 до 120 фунтов. В квадратных цибиках бывает чаю от 53 до 57 фунтов, а вес квадратного цибика от 95 до 103 фунтов.
Китай и по сей день остаётся одним из основных поставщиков чая, а китайский город Ханчжоу называют чайной столицей Китая.